Разделы сайта
Если Вам понравился наш проект, Вы можете установить нашу кнопку на свой сайт, форум или блог.
 
Новых сообщений нет...
 
Мы в социальных сетях
 
 
 
 

Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны

Главная » Вооружение » Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны

 

В морских сражениях Великой Отечественной войны приняли участие не только корабли и подводные лодки советского флота, но также и боевые самолеты. Советская морская авиация внесла ощутимый вклад в победу в войне. В ходе Великой Отечественной советский флот выполнил все задачи, которые ставились перед ним Верховным Главнокомандованием. За всю войну советские моряки ни разу не отступили ни на море, ни на суше. Именно с помощью флота страна смогла вернуть себе Южный Сахалин и Курильские острова, открыв СССР стратегический выход в акваторию Тихого океана.

Главной задачей ВМФ СССР в годы войны стало всемерное содействие приморским флангам армий Красной Армии, на которые ложилась основная тяжесть борьбы с немецкими захватчиками. Советские города-герои Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск были свидетелями тесного взаимодействия частей армии и флота. В годы войны советская морская авиация произвела около 76 300 боевых самолетовылетов, потопив более 970 транспортов и 410 вражеских кораблей охранения, общий тоннаж которых составляет около 780 тыс. тонн. Именно на долю морской авиации пришлось около 2/3 потопленных и поврежденных кораблей противника. За годы Великой Отечественной войны 17 дивизий и полков авиации ВМФ были представлены к званию гвардейских, 57 соединений стали орденоносными, 241 морской летчик был представлен к званию Героя Советского Союза, а 5 летчиков получили эту награду дважды.

Свою первую боевую проверку подразделения морской авиации прошли еще в ходе боевых действий с японцами у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также во время советско-финской войны, зимой 1939/40 годов. В этой войне авиация Балтийского флота осуществляла разведывательные полеты, постановку мин с самолетов в ледовые фарватеры, а также бомбардировку портов противника, подавляла огнем береговые батареи, участвовала в штурмовке и разрушении узлов коммуникаций и уничтожении самолетов противника на аэродромах. Всего в рамках данной кампании летчиками морской авиации было совершено свыше 16 тыс. самолетовылетов. Многие из них были награждены правительственными орденами и медалями, 17 были представлены к званию Героя Советского Союза.


Опыт, полученный в ходе боевых действий, был положен в основу мероприятий, которые были направлены на дальнейшее укрепление советской морской авиации. Однако к 1941 году работа в этом направлении завершена не была.

Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны
Торпедоносец Ил-4Т (ДБ-3Ф)


К 21.06.1941 в составе советской морской авиации насчитывалось около 2 500 боевых самолетов. В основном это были бомбардировщики СБ и ТБ-3, торпедоносцы-бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, истребители И-15бис, И-153, И-16, Як-1 и МиГ-3, а также гидросамолеты МБР-2 и Че-2. В процентном отношении состав морской авиации выглядел следующим образом. На долю бомбардировщиков приходилось – 14%, торпедоносцев – 9,7%, истребителей – 45,3%, гидросамолеты (разведчики) – 25% боевого состава. Остальные 6% самолетов приходились на самолеты специального назначения и вспомогательную технику.

На Балтийском флоте было 3 авиабригады, 2 отдельных авиаполка и 7 отдельных эскадрилий. На Черноморском флоте – 2 авиабригады, 2 отдельных авиаполка, 2 авиаотряда и 13 отдельных эскадрилий. В составе Северного флота находилось 2 отдельных авиаполка и 1 эскадрилья. Боеспособность авиации ВМФ в целом была достаточно высокой: свыше 50% всех экипажей имели летный стаж более 2-х лет, около 2/3 летчиков разведывательной авиации и половина летчиков бомбардировочной авиации были подготовлены к боевым действиям ночью. Ведущие экипажи бомбардировочной и минно-торпедной авиации обладали достаточными навыками для действий против подвижных морских целей.

Однако в самом начале войны советская морская авиация в основном использовалась не для борьбы с кораблями противника, а против наступающих немецких войск и наземных объектов. Бомбардировщики, торпедоносцы и разведчики ВМФ оказывали помощь сухопутным войскам наравне с обычной фронтовой авиацией. Одновременно с этим на морских коммуникациях велась систематическая воздушная разведка, обеспечивалось прикрытие своих баз и судоходства, наносились удары по коммуникациям и базам противника.

Использование морской авиации для ее действий в интересах сухопутных войск часто происходило неорганизованно, без знания расположения войск противника и своих войск, часто без должного прикрытия истребительной авиацией. Большинство решаемых задач были несвойственны морской авиации, что приводило к существенным потерям в людях и технике. Так с 22 но 26 июня – было потеряно 20 самолетов (боевые потери – 18, небоевые – 2), а в период с 26 июня по 3 июля уже 82 машины. Военно-воздушные силы советских флотов решали примерно одинаковые задачи, но затрачивали на них далеко не равные усилия, что, естественно, во многом зависело от конкретной складывающейся на фронте обстановки, условий базирования, наличия сил и средств, а также множества других факторов.

Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны
Гидросамолеты МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) Черноморского флота 1940 год


К примеру, авиация Балтийского флота примерно 1/3 от общего числа своих самолетовылетов во время войны совершила в интересах сухопутных войск, в то время как на Северном флоте таких вылетов было в 5 раз меньше. В то же время авиация Северного флота 1/5 своих вылетов произвела для защиты своих коммуникаций, что на Балтике не являлось первостепенной задачей. Авиация Северного флота использовалась для отражения немецкого наступления на Мурманск, а уже после стабилизации фронта для защиты морских конвоев (союзнических и наших), а также баз флота. Морские конвои имели для СССР очень важное значение – все перевозки в Заполярье осуществлялись только морским путем.

В связи со своей исключительной ролью в течение 1941-1942 годов авиация Северного флота была существенно усилена. Уже в июле 1941 года с КБФ на север была перебазирована эскадрилья самолетов СБ, к концу года был сформирован полк на истребителях Харрикейн, а в январе 1942 года флоту был передан полк тяжелых истребителей Пе-3. В течение самого первого года войны на Северный флот из резерва авиации ВМФ было передано 5 авиаполков. В 1942-1943 годах, не смотря на потери, здесь всегда поддерживался уровень боеготовых самолетов в 280-300 единиц.

Авиация Краснознаменного Балтийского флота во время оборонительных боев в Прибалтике, наносила удары по неприятельским аэродромам и технике, поддерживая наши сухопутные войска, штурмовала танковые и моторизованные колонны противника. В августе 1941 года именно летчики КБФ провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. В ответ на бомбардировки Москвы и ряда других мирных советских городов – летчики Балтийского флота провели серию налетов на столицу фашистской Германии – Берлин. Их полеты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам о ждущем их в будущем возмездии.

Бомбардировки Берлина осуществлялись силами военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул с крупнейшего острова Моонзундского архипелага, который контролировался советскими войсками, хотя и был расположен уже в глубине быстро продвигающихся войск вермахта. С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб. Участвовала авиация Балтийского флота и в отражении сентябрьского наступления немцев на Ленинград. Только для прикрытия важнейшей дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, летчики-балтийцы произвели около 8 000 самолетовылетов.

Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны
Истребители И-16 4-го гиап ВВС БФ на аэродроме Новая Ладогa


Авиация Черноморского флота в течение июня 1941 года систематически наносила удары по портам, нефтепромыслам и военно-морским базам противника. В дальнейшем авиация в основном была перенаправлена на содействие сухопутным войскам, которые обороняли Одессу и Севастополь, а позднее вели бои на Кавказе. При этом на всех флотах с первых же дней войны началась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Морская авиация часто выполняла задачи по защите баз флота и своих аэродромов, а также наносила удары по неприятельским аэродромам.

В 1943 году начался процесс количественного и, что самое главное, качественного обновления морской авиации. В короткий срок соединения фронтов были перевооружены на новые самолеты. В авиаполки поступали торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и А-20Ж, а также пикирующие бомбардировщики Пе-2, новые истребители Ла-5 и Ла-7, а также Як-3, Як-7, Як-9. Значительное значение приобретала штурмовая авиация, которая вооружалась знаменитыми штурмовиками Ил-2. В результате своего перевооружения советская морская авиация смогла активизировать свои действия, в особенности на морских сообщениях Германии и ее сателлитов.

К началу 1944 года в авиации Северного флота насчитывалось 298 самолетов, Балтийского 313, Черноморского 429. В дальнейшем и до самого конца войны, на Севере и на Черном море поддерживался уровень около 400 самолетов, а на Балтике число самолетов было доведено до 787. На Черном море авиация флота при поддержке подводных лодок и торпедных катеров содействовала срыву эвакуации немецких войск с Крымского полуострова.

Уже после окончания Великой Отечественной войны вступила в дело и авиация Тихоокеанского флота, которая к началу войны с Японией имела в своем составе около 1 500 самолетов, которые были сведены в 6 авиадивизий (2 истребительных, 2 смешанных, бомбардировочную и минно-торпедную), а также 10 отдельных авиаполков и 14 эскадрилий. Летный состав, который в большинстве свом прибыл с других флотов, уже обладал существенным боевым опытом. Одной из главных боевых задач авиации Тихоокеанского флота стало обеспечение морских десантных операции. В целях нарушения японских морских сообщений авиация флота наносила бомбово-штурмовые удары по захваченным Японией корейским порта Сейсин и Расин.

Использованы источники:
www.base13.glasnet.ru/text/tactic/v.htm
www.avialegend.ru/morsk.htm
www.otvoyna.ru/more.htm

Автор Юферев Сергей



 

Смотреть онлайн «Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны»

 


 
 

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям

Вы даже не представляете, как мы будем благодарны за ссылку на эту статью в любой из социальных сетей:

Или разместите ссылку на сайте или форуме

Ссылокой:
http://theunknownwar.ru/sovetskaya_morskaya_aviacziya_v_godyi_velikoj_otechestvennoj_vojnyi.html
На сайте или блоге:
<p><strong>Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны</strong><br /><a href="http://theunknownwar.ru/sovetskaya_morskaya_aviacziya_v_godyi_velikoj_otechestvennoj_vojnyi.html" target="_blank">http://theunknownwar.ru/sovetskaya_morskaya_aviacziya_v_godyi_velikoj_otechestvennoj_vojnyi.html</a></p>
На форуме:
[url=http://theunknownwar.ru/sovetskaya_morskaya_aviacziya_v_godyi_velikoj_otechestvennoj_vojnyi.html]Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны[/url]

и нажмите на Ctrl+C, чтобы скопировать выделенный текст...

Статьи по теме:

Пулеметное вооружение РККА
Время между мировыми войнами было периодом бурного развития вооружения и военной техники, которое существенно изменило облик войны. Как и ко всей технике требования к пулеметам также изменились. Несмотря на различные взгляды на соотношение между групповым и индивидуальным оружием в решении задач, взгляды на задачи пулеметной техники были схожи, поэтому в ее развитии просматриваются некоторые общие черты.


 
1941 год: Тихий ужас в танковых войсках
Советская танковая дивизия по проекту постановления 1940 года должна была состоять из двух танковых полков, каждый из которых должен был состоять из батальона тяжелых танков, двух батальонов средних танков, батальона «химических» (т.е. огнеметных) танков. Кроме этого в дивизии должен был быть моторизованный полк, гаубичный артполк, зенитный артиллерийский дивизион, разведывательный, понтонно-мостовой, медико-санитарный, автотранспортный, ремонтно-восстановительный батальоны, батальон связи, роты регулирования, полевого хлебозавода. На вооружении дивизии предполагалось иметь 386 танков (105 КВ, 227 Т-34, 54 «химических»), 108 бронеавтомобилей, 42 артиллерийских орудия, 72 миномета.


 
 
Все статьи →

 





Нераскрытые тайны: Кавалерия против танков

06.11.2013 Правда ли, что репрессии 1930-х годов среди высшего командного состава привели к тому, что в Красной Армии остались только "безграмотные" кавалеристы вроде Климента Ворошилова и Семена Буденного? Действительно ли именно это стало причиной страшных поражений Советского Союза в начале Великой Отечественной войны? Этот стереотип до сих пор популярен.

Как фальсифицируют историю войны

06.11.2013 Каждый год отмечаются очередные годовщины Великой Победы над нацистской Германией и юбилеи крупнейших битв и сражений Великой Отечественной. Проходят маршем войска, выпивают положенное совсем уже немногочисленные ветераны, выжившие в боях, пережившие годы перестройки и российской демократизации. И пользуясь благоприятной возможностью, спешат высказаться по поводу и без повода исторические мифологи

 
 
 
Ваша помощь
WMR: 661921492594
WMZ: 650765735196
WME: 632996492535
Яндекс-деньги: 41001172997641

Представителей организаций и частных лиц, готовых поддержать развитие проекта иными способами, просим писать на адрес support@theunknownwar.ru

Мы ценим любую вашу помощь. Спасибо вам.
 
 
ужасы ВОВ Булкин Георгий Андреевич cражения у станции Прохоровка Документальный фильм Иванов Афанасий Степанович необычный мотоцикл Контакты Военно-историческая конференция Комаров Иван Яковлевич Морской десант В атаку идет штрафбат Дарья Криволапова Орден Ушакова Давид Тухманов Великобритания Разгром РККА Москаленко Евгений Васильевич А. Гитлер народ герой интересные факты великой отечественной войны Арихв РСЗО на базе грузовика Эхо Второй Мировой Войны Бойцы НКВД mp3 Львов Антон Анатольевич Герб Истоки спора о Сионе Военные преступления второй мировой Италия в войне с СССР Кондрашов Михаил Акимович Воспоминания Выводы побежденных Патриотическая музыка СССР СССР Масштабная реконструкция битвы 1945 года Война Парад победы 2011 Н. Никулин Чемляк Порфений Иванович Поиск Гугл советский К. М. Александров Поиск Яндекс Довоенный период Бесплатный обмен баннерами Мнения РОА Северо-Африканская кампания Хакимуллин Салих Хакимуллович связь с автором сайта Роковая ошибка Генерал Власов Котельников Поиск ветерена Елецкая наступательная операция военное дело История одного авиаполка Статьи